Использование "Речевых таблиц" в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста
Лямкина Наталья Валерьевна
С древних времен речь это единственный доступный человечеству способ коммуникации и важнейшая психическая функция присущая только человеку.Цель речевых таблиц – сформировать умение детей лаконично излагать свои знания, чувства , эмоции, размышления по средствам речи.
Суть речевых таблиц заключается в следующем: на каждый элемент по выбранной лексической теме подбирается в определенной последовательности визуальный образ (картинка); и формируется в единое целое, по которому ребенок легко воспроизводит информацию на заключительном этапе по освоению и закреплению приобретенных знаний.
В период рассматривания и разбора таблицы того, что на ней изображено, осуществляется перекодирование информации, т. е. у ребенка формируется единое общее понятие по данной лексической теме на основе конкретных визуальных образов и закрепляется по средствам преобразования зрительной информации в речевую деятельность.
Получается некий алгоритм для педагога это:
Лексическая тема --- визуальный образ --- единое целое.
Для ребенка вся суть складывается в систему:
Вижу --- понимаю --- рассказываю.
обращаясь к структуре создания речевых таблиц хочется отметить она подчинена строгим правилам
- Это лексическая тема на основе, которой базируются визуальные образы.
- Цель и задачи, которые ставит перед собой педагог для достижения.
- Количество колонок, согласно возрастным особенностям психического развития ребенка старшего дошкольного возраста и особенностям мышления.
- Визуальный образ по возможности максимально точно должен отображать элементы лексической темы.
- На первом этапе детей предварительно знакомят с лексической темой – пополняется лексический словарь детей.
- Далее вводятся понятные изображения, которые обозначают определенный блок лексической темы .
- Затем занятие усложняется, демонстрируется речевая таблица и подробно разбирается педагогом с детьми.
- И последний заключительный этап самостоятельная речевая деятельность детей по таблице. Это может быть: пересказ, составление рассказа по изучаемой теме, диалог, описательный рассказ и т.д.
художественное и эстетическое развитие;
речевое развитие;
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
физическое развитие.
Работу по речевым таблицам можно начинать вводить в занятия с 4-5 лет . Но рациональнее в старшем дошкольном возрасте, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Немаловажную роль в освоении лексической темы и умению пользоваться таблицами играет непосредственное участие детей в образовательном процессе виде игры.
Это может быть воссоздание таблицы по образцу. В этот момент дети четко и внимательно отслеживают последовательность визуальных образов, что ведет к интенсивному запоминанию.
Можно предложить ребятам создать свою таблицу через определенный набор карточек по заданной лексической теме.
Либо создать ее самому через составление и вырезывание картинок из журналов по типу коллажа.
Речевые таблицы являются эффективными помощниками в образовательном процессе старших дошкольников..
Использование речевых таблиц делает процесс запоминания не только эффективным, но и увлекательным.
Применение данной технологии позволяет запоминать информацию быстрее в несколько раз (при условии постоянного применения).
Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием данной технологии дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость.
Проявляют интерес к работе с таблицами, вследствие чего легко осознают композиционное строение связного высказывания, легче воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют её в памяти и воспроизводят, правильно связывают сюжет, выстраивают между собой части сюжета и передают последовательно готовый текст без помощи воспитателя, пробуют создавать свои таблицы ,повышается познавательная активность детей.
Основной и саамы продуктивный метод развития ребенка это игра.
Через игру – ребенок познает мир! Речевая таблица работает как дидактическая игра. Подбери картинку, что лишнее, угадай слово, собери картинки по порядку и т.д. Таблица предполагает множество вариаций все зависит от вашей фантазии и опыта работы.
Превратив свои занятия в увлекательную игру можно с легкостью добиться хороших результатов.