Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование "Речевых таблиц" в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста 

Лямкина Наталья Валерьевна
С древних времен речь это единственный доступный человечеству способ коммуникации и важнейшая психическая функция присущая только человеку.
Цель речевых таблиц – сформировать умение детей лаконично излагать свои знания, чувства , эмоции, размышления по средствам речи.
Суть речевых таблиц заключается в следующем: на каждый элемент  по выбранной лексической теме подбирается в определенной последовательности  визуальный образ (картинка); и формируется в единое целое,  по которому ребенок легко воспроизводит информацию на заключительном этапе  по освоению  и закреплению приобретенных знаний.
В период рассматривания и разбора  таблицы того, что на ней изображено, осуществляется перекодирование информации, т. е. у ребенка формируется единое общее понятие по данной лексической теме на основе конкретных визуальных образов  и закрепляется по средствам преобразования зрительной информации в речевую деятельность.
Получается некий алгоритм для педагога это:
Лексическая тема --- визуальный  образ --- единое целое.
Для ребенка вся суть складывается в систему:
Вижу --- понимаю --- рассказываю.
обращаясь к структуре создания речевых таблиц хочется отметить она подчинена строгим правилам
  1. Это лексическая тема на основе, которой базируются визуальные образы.
  2. Цель и задачи, которые ставит перед собой педагог для достижения.
  3. Количество колонок, согласно возрастным особенностям психического развития ребенка старшего дошкольного возраста и особенностям мышления.
Для эффективного запоминания и усвоения информации, а также лаконичной речевой деятельности колонок должно быть не больше шести
  1. Визуальный образ по возможности максимально точно должен отображать элементы лексической темы.
Речевые таблицы эффективны как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.
  1. На первом этапе детей предварительно знакомят с лексической темой –  пополняется лексический словарь детей.
  2. Далее вводятся понятные изображения, которые обозначают определенный блок лексической темы .
  3. Затем занятие усложняется, демонстрируется  речевая таблица и подробно разбирается педагогом с детьми.
  4.   И последний заключительный этап самостоятельная речевая деятельность детей по таблице. Это может быть:  пересказ, составление рассказа по изучаемой теме, диалог, описательный рассказ и т.д.
Где использовать
художественное и эстетическое развитие;
речевое развитие;
социально-коммуникативное развитие;
         познавательное развитие;
      физическое развитие.
Работу по речевым таблицам можно начинать вводить в занятия с 4-5 лет . Но рациональнее в старшем  дошкольном возрасте, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Немаловажную роль в освоении лексической темы и умению пользоваться таблицами  играет непосредственное участие детей в образовательном процессе виде игры.
Это может быть воссоздание таблицы  по образцу. В этот момент дети четко и внимательно отслеживают последовательность визуальных образов, что ведет к интенсивному запоминанию.
Можно предложить ребятам создать свою таблицу  через определенный набор карточек по заданной лексической теме.
Либо создать ее самому через составление и вырезывание картинок из журналов по типу коллажа.
Речевые таблицы являются эффективными помощниками в образовательном процессе старших дошкольников..
Использование речевых таблиц  делает процесс запоминания не только эффективным, но и увлекательным.
Применение данной технологии  позволяет запоминать информацию быстрее в несколько раз (при условии постоянного применения).
Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием данной технологии  дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость.
Проявляют интерес к работе с таблицами, вследствие чего легко осознают композиционное строение связного высказывания, легче воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют  её в памяти и воспроизводят, правильно связывают сюжет, выстраивают между собой части сюжета и передают последовательно готовый текст без помощи воспитателя, пробуют создавать свои таблицы ,повышается познавательная активность детей.
Основной и саамы продуктивный  метод развития ребенка это игра.
Через игру – ребенок познает мир! Речевая таблица работает как дидактическая игра. Подбери картинку, что лишнее, угадай слово,  собери картинки по порядку и т.д. Таблица предполагает множество вариаций все зависит от вашей фантазии и опыта работы.
Превратив свои занятия в увлекательную игру можно с легкостью добиться хороших результатов.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»